Как операторы зарабатывают на абонентах, рассылая им спам

Как операторы зарабатывают на абонентах, рассылая им спам

17.07.2018

Ужесточение законодательства в области рассылки рекламы уменьшило количество SMS-спама, но не до полного нуля. В связи с этим Московское управление Федеральной антимонопольной службы сообщило о возбуждении в ближайшем будущем административных дел, направленных против трёх операторов – МТС, МегаФона и Билайна. За каждым из них были зарегистрированы факты незаконного распространения рекламы. Согласно российскому законодательству, наказание за каждое сообщение составляет от 100 до 500 тыс. рублей. Штрафуются не только сами операторы, но и рекламодатели.

Операторы, обвиняемые в нарушении законодательства, были уличены в следующем:

  • МегаФон рекламировал собственные услуги – вероятно, простого повышения цен ему мало.
  • МТС рекламировал известные интернет-магазины и абонементы в фитнес-залы.
  • Билайн рассылал сообщения с рекламой букмекерской конторы, банка «Открытие» и медицинской лаборатории.

Абоненты, которым не понравились рассылки, отправили жалобы в ФАС, приложив скриншоты незаконных сообщений. Операторы зарабатывают на такой рекламе большие деньги. Почему-то их даже не страшат многомиллионные штрафы. При этом все как один заявляют о неподъёмных расходах на реализацию «пакета Яровой» и завышают расценки на услуги связи.

Как бороться с рекламой

Первый путь – не давать какого-либо согласия на получение рекламных рассылок. Но это сложно, так как согласие чаще всего маскируется под какие-то условности. Забыл поставить галочку при пользовании информационными сервисами – и ты уже дал своё согласие. Сразу вспоминается один из российских банков, у которого в договоре было прописано автоматическое согласие с условиями договора при раскрытии конверта с полученной кредитной картой. Открыл конверт – и автоматически согласился с тем, что написано внутри, без права оспаривания.

Второй путь заключается в подаче жалобы в ФАС на своего оператора. Она подаётся на официальном сайте ведомства. Укажите номер, с которого было получение сообщение, и свой номер. Также в обращении указываются Ф.И.О. абонента и подробные обстоятельства, при которых было получено сообщение. Обращения рассматриваются долго, до месяца. После этого на указанный в жалобе адрес электронной почты (или в обычный почтовый ящик) поступает ответ. Если оператор предоставит в ФАС доказательства получения вашего согласия на получение рекламных сообщений, в возбуждении дела откажут. Если же согласия нет, ФАС возбудит дело в отношении оператора или рекламодателя.

Путь третий – обратиться с заявлением в офис оператора и заявить, что вы не даёте согласия на получение какой-либо рекламы. Не забудьте взять у консультанта офиса копию сообщения с подписью и печатью принявшей стороны.

Как наказать операторов

Казалось бы, жалоба в ФАС – это инструмент для быстрого наказания оператора. Но на самом деле он работает далеко не всегда. Рассмотрим случай из практики – мы получили SMS о том, что в какое-то такси требуются водители, которым предлагаются отличные тарифы. По факту обращения в Краснодарское УФАС России в возбуждении дела было отказано в связи с отсутствием признаков рекламы в отправленном сообщении – нет ни товара, ни услуги.

Жалоба ФАС

Второй случай – небезызвестный банк Тинькофф очень любит наседать на индивидуальных предпринимателей, предлагая им расчётные счета (у банка действительно есть такая услуга). Одному из ИП было сделано аналогичное предложение, на что тот ответил отказом. Через месяц предложение поступило ещё раз. ИП направил в банк сообщение с просьбой исключить его из списка обзвона. На следующий день предприниматель получил ещё 3-4 аналогичных звонка. Неужели у банка нет простейшей CRM, куда заносится информация после обзвона? Последний звонок был прерван предпринимателем в грубой, но цензурной форме, после чего была составлена жалоба в ФАС. Через две недели пришёл отказ. ФАС утверждает о необходимости обращения в Роскомнадзор, так как всё связано с персональными данными.

Жалоба ФАС

Вопрос тут в другом – информация о предпринимателях открытая, её может получить любой человек, причём бесплатно и не выходя из дома. Но тут сотрудники банка активно спамят предпринимателям и предлагают свои услуги. И ФАС не считает это за нарушение рекламного законодательства.

Задайте вопрос
 
Наверх