Традиционная телефония обладает рядом недостатков. В первую очередь нужно отметить достаточно высокие цены на местную и междугороднюю связь. А во вторую очередь мы выделим отсутствие дополнительных услуг, расширяющих возможности телефонии. Ситуация поменялась тогда, когда в мире появилась телефонная связь через интернет. Протоколы IP-телефонии сделали звонки недорогими и даже бесплатными. Как работают эти протоколы и в чем заключаются их преимущества?
История появления SIP-протокола
Предшественником протокола SIP является протокол H.232, появившийся в середине 90-х годов. Его недостатком было то, что он не отвечал требованиям по предоставлению расширенного набора услуг. Говоря грубым языком, это была почти традиционная телефония, передача голоса в рамках которой производилась через цифровые каналы связи. Единственным достоинством протокола было то, что он позволял оптимизировать расходы и тарифы на междугороднюю и международную телефонную связь.
Таким образом, протокол H.232 так и не смог решить проблему с организацией дешевой и функциональной связи как по месту, так и по всему миру. Разработчики столкнулись с тем, что полученная телефония мало чем отличалась от традиционной телефонии, а цифровых станций с дополнительными сервисами тогда еще не было. Впрочем, они и сегодня решают лишь часть проблем.
Наступление 1999-го года ознаменовалось появлением протокола SIP, который был утвержден как понятный и доступный протокол для организации голосовой связи. Кроме того, данный протокол обеспечивает:
- Простую адресацию — адрес каждого абонента представлен как адрес электронной почты, благодаря чему люди могут связываться друг с другом из любых сетей;
- Возможность получения прямых и дополнительных телефонных номеров – это позволяет осуществлять связь как с мобильными, так и городскими телефонами по всему миру;
- Предоставление дополнительных услуг – при наличии соответствующего программного обеспечения или оборудования, абоненты могут совершать видеовызовы, пользоваться сервисными голосовыми услугами, работать над документами в совместном режиме и общаться в текстовом формате.
Появление SIP-протокола привело к появлению многочисленных поставщиков услуг IP-телефонии – сегодня они работают по всему миру. Абоненты получили доступ к почти бесплатной связи со всем миром, а тарифы на междугороднюю и международную связь обеспечили новому виду связи светлое будущее.
Кстати, новый VOIP-протокол под названием SIP лег в основу современных сотовых сетей третьего поколения (3G).
Достоинства и недостатки SIP-протокола
Какие достоинства SIP-протокола и IP-телефонии могут отметить пользователи?
- Быстрота подключения к поставщику услуг – в большинстве случаев ваш аккаунт будет активен сразу же после регистрации. Сразу после этого вы сможете совершать внутрисетевые звонки другим SIP-абонентам, причем абсолютно бесплатно;
- Мгновенное предоставление добавочных номеров – вы сможете сразу же передать свой номер друзьям, родственникам, коллегам или партнерам, чтобы они могли беспрепятственно связываться с вами посредством традиционной телефонии;
- Отсутствие необходимости в покупке дорогостоящего оборудования – в большинстве случаев достаточно самого обычного компьютера, подключенного к сети интернет;
- Наличие дополнительных услуг связи – к ним относятся переадресация, удержание вызовов, поддержка нескольких линий, передача видео и т. д.;
- Отсутствие привязки абонента к какому-либо месту – мы можем уехать на другой конец города, на дачу, в санаторий, на Дальний Восток или вообще в Австралию, совершенно бесплатно оставаясь на связи там, где есть доступ в интернет. Вместе с абонентом мигрирует и его телефонный номер (прямой или дополнительный).
Отсутствие привязки – это очень важное преимущество, обеспечиваемое протоколом SIP-телефонии. Данную возможность отметят бизнес-пользователи, часто переезжающие из одних офисов в другие. При этом телефонные номера сохраняются – достаточно подключить оборудование к сети интернет.
Что касается традиционной телефонии, то она не способна обеспечить безболезненный переезд телефонных номеров – в большинстве случаев их нужно будет менять.
Недостатки SIP-протокола представлены следующим списком:
- Невозможность дозвониться до абонента при его отключении от сети (есть места, где без традиционной телефонии или мобильной связи не обойтись). Проблема потери контакта решаются функциями автоответчика;
- Нарушения качества связи – как показывает практика, многие абоненты наблюдают перебои в качестве передачи голоса. Потеря качества может быть связана с проблемами на стороне провайдеров, на сторонних каналов передачи данных, а также с проблемами на стороне абонента.
Таким образом, недостатков у данного протокола не так уж и много, да и проявляются они далеко не всегда.
Как работает SIP-протокол
SIP-протокол позволяет связывать устройства по всему миру. Для этого используется сеть соединенных между собой серверов – одни обеспечивают отслеживание местоположения абонентов, другие совершают перенаправление вызовов, а третьи хранят базу данных абонентов. Вся эта связка работает через интернет и имеет доступ к стационарным и мобильным телефонным сетям. Благодаря этому SIP-протокол обеспечивает звонки по следующим направлениям:
- Внутри сети – используя SIP ID (возможны звонки и между сетями разных провайдеров);
- С SIP-телефонов на стационарные и мобильные номера;
- Со стационарных и мобильных номеров на SIP-телефоны.
Соединение абонентов по всем направлениям происходит практически моментально.
Что нужно абоненту для организации телефонии через SIP-протокол? Потребуется устройство, которой будет соединяться с поставщиком услуг. Это могут быть:
- Компьютер или ноутбук;
- VOIP-адаптер или SIP-телефон;
- Планшет или смартфон.
Что касается SIP-телефонов, то в продаже уже имеются модели, сочетающие в себе возможность доступа к SIP-провайдерам и традиционным городским телефонным сетям.