Операторы мобильной связи постепенно добавляют услуги, которые помогают разыскивать пропавших людей. Автоматическая рассылка делается возможным свидетелям происшествий, а также различным волонтёрам. Так, компания МегаФон задаёт район поиска пропавшего человека, согласно последним данным, поступившим от волонтёрской организации «Лиза Алерт». Описание пропавшего человека рассылается всем абонентам, которые находились в зоне пропажи в указанное время. Пилотный проект был запущен в марте этого года. За этот период было сделано 60 автоматических рассылок. Примечательно, что все пропавшие люди были найдены.
Кто получает сообщения
Сообщения о пропавших людях получают лишь те абоненты, которые дали согласие на получение информационных материалов ещё при оформлении договора с оператором связи. Но подключить информационные услуги можно в любое время, для этого следует обратиться в салон МегаФон.
В среднем сообщение одного типа уходит по 1000 мобильным номерам. Минимальное количество номеров 30. Чтобы сформировать список рассылки, необходимо затратить всего лишь несколько минут, рассказал представитель МегаФона. Все расходы на пилотный проект взяла на себя компания МегаФон.
Представитель Роскомнадзора В. Ампелонский заявил, что в целом законодательством не запрещается добровольная помощь в поиске людей. Но нельзя забывать о том, что каждый случай индивидуален. Так, фотографии несовершеннолетних детей запрещено публиковать без предварительного согласия опекунов. При поисках это разрешено, но изображения нужно обязательно отретушировать, а после того как человек нашёлся – удалить из сети.
Поисковый отряд «Лиза Алерт» получил почти 14 тысяч заявок за 2018 год относительно пропавших людей.
Как быстро начинается поиск
Руководитель добровольного поискового отряда «Лиза Алерт» Олег Леонов заявил, что благодаря помощи операторов время поиска людей значительно сокращается. К примеру, если человек пропал вечером, то команда оперативно расклеивает листовки в предположительном месте пропажи в течение нескольких часов. Уже к утру появляются первые отзывы тех, кто проживает в данном районе. Если же мобильный оператор делает информационную рассылку, то отзывы начинают поступать практически сразу. Во многих случаях разыскиваемый человек не успевает даже уйти из зоны, где его видели последний раз.
В 2012 году поисковому отряду помогал мобильный оператор Вымпелком. Именно эта компания тогда организовала горячую линию, где принимали сообщения о пропавших людях. Начиная с 2017 года Билайн начал привлекать волонтёров для поисковой команды. Эта услуга позволяет значительно расширить область поиска. Абоненты всех операторов могут оставить свои данные на сайте Билайна и там же указать, в каком именно районе он готов участвовать в поиске. При необходимости Вымпелком отправляет заявителю информацию, где указано, какая помощь необходима. В рамках данной программы свои данные оставили уже около 40 тысяч человек. Благодаря этому добавились участники поисковых групп.
По оценке О. Леонова, за время работы поискового отряда живыми найдено около 11 тысяч человек, что составляет приблизительно 10% ежегодно пропадающих граждан.
Что важно
При поиске пропавших людей очень важно участие всех мобильных операторов, об этом сообщил представитель Вымпелкома. Добровольная поисковая команда «Лиза Алерт» предложила всем операторам объединить усилия, чтобы сделать систему поиска людей более эффективной. Теле2 поддерживает идею создания общей площадки для обсуждения, заявил представитель компании. Сейчас разрабатывается возможность внесения в договор пункта, который позволит включать геолокацию в случае опасности.
В 2018 году благотворительным фондом АФК «Система» был запущен конкурс «Одиссея», целью которого являлось создание оптимального технологического решения при спасении людей, заблудившихся в лесу. В том числе речь шла и о поиске тех, у кого нет при себе источника связи. Заблудившихся разыскивали в радиусе 10 км на протяжении не меньше 10 часов, но только при сносных погодных условиях. Об этом поведал представитель МТС, который тесно сотрудничает с фондом.
В рамках данного конкурса было выделено 75 млн рублей, из них на данном этапе распределено только 6 млн. Одобренные проекты предполагают использование особых маячков, в некоторых случаях наряду с дронами. Они должны подавать световые и звуковые сигналы, которые замечает пропавший человек и вызывает подмогу.