Тайна связи и защита персональных данных граждан обеспечена рядом Федеральных законов. Но на практике понятие приватности при общении по телефону – это явление довольно условное. Мобильный оператор может знать о своих абонентах больше, чем их родные и друзья.
Какая информация доступна сотовым операторам
Некоторые персональные данные абоненты передают добровольно ещё при оформлении договора на оказание услуг. Для заключения договора абонент должен предоставить копии документов. В начальную анкету включены такие данные:
- ФИО;
- Пол;
- Дата рождения;
- Прописка;
- Паспортные данные.
На основании этих данных формируется так называемая карточка клиента. Всю информацию абонент может самостоятельно просмотреть в личном кабинете. Но иногда в анкете бывают допущены ошибки.
Стоит помнить, что часть данных сохраняется у оператора даже после того, как договор на оказание услуг расторгнут. Это связано с тем, что информация на лицевом счету не удаляется.
Информация с активной сим-карты
Активно пользуясь мобильным номером, абонент пополняет своё «личное дело», то есть карточку у оператора. С активной сим-карты постоянно поступает такая информация:
- Дата пополнения счёта и расходы;
- Направление вызовов и смс-сообщений;
- Содержание звонков и смс-сообщений, а также переписка в большинстве мессенджеров;
- Расход трафика (посещение сайтов, просмотренные фильмы, скачанные файлы и приложения;
- Все подписки абонента, вплоть до самых сокровенных;
- Совершённые покупки в интернет-магазинах;
- Местоположение с точностью до метра, даже если геолокация заблокирована.
Такие данные автоматически поступят мобильному оператору при включении и выключении мобильного устройства, а также при переходе в другую соту. Кроме того, такой запрос оператор всегда может сделать в ручном режиме.
Дополнительно фиксируется и следующая информация:
- IMEI мобильного устройства, модель телефона;
- номер SIM-карты;
- ID соты. Это требуется для контроля нахождения в роуминге и осуществления правильной тарификации.
Следует обратить внимание на то, что содержание разговоров, смс-сообщений, история поиска в браузере рядовым сотрудникам операторов недоступны. Сотрудники видят немного больше, чем сам абонент в личном кабинете. Но даже по такой скудной информации можно сделать вывод, с кем чаще всего общается клиент.
Консультант call-центра может увидеть местоположение активной SIM-карты и модель мобильного устройства, в которой она работает. Однако самая личная информация (записи разговоров, архив смс-сообщений, переписки, история интернет-поиска) поступает в специальную базу данных.
Согласно так называемому «закону Яровой» (федеральный закон № 375 от 06.07.2016, действует с 01.07.2018) мобильные операторы должны хранить содержание исходящих звонков и сообщений абонента, а также интернет-трафика 6 месяцев. Детализация звонков должна храниться 3 года. Информация выдаётся только правоохранительным органам в рамках оперативно-розыскной деятельности (статья 64 федерального закона № 126 от 07.07.2003 «О связи»).
Стоит ли опасаться слежки
Следует понимать, что о тотальной слежке за каждым абонентом речь не идёт, так как на это не хватит ни оборудования, ни сотрудников. В основном такая информация хранится обезличено в специальном массиве. Данные о конкретном абоненте вынимаются только по официальному запросу от правоохранительных органов.
Обезличенная информация собирается и автоматически сортируется по различным фильтрам. Это позволяет создавать опросные группы и предлагать клиентам выгодные для них условия обслуживания.
На основе данных, собранных мобильными операторами, можно понять, где население нуждается в дополнительных магазинах, больницах или школах. Кроме того, именно операторы мобильной связи могут быстрее узнать о пробках на дороге, чем сотрудники ГИБДД.
Но нужно понимать, что статистическую информацию весьма охотно покупают финансовые учреждения, застройщики и разные торговые сети. Именно поэтому мы часто сталкиваемся со спамной рассылкой и звонками.
Сведения, получаемые спецслужбами, помогают предотвратить теракты. Однако для многих людей вмешательство в личную жизнь – это не просто неприятно, но и неприемлемо.
Делаем выводы
На самом деле понятие приватности для пользователей интернетом и мобильной связью весьма расплывчато. Мобильные операторы знают о своих клиентах довольно много. И при необходимости любой сотрудник может составить личное дело на того или иного абонента, отыскав его в базе по ФИО, адресу или номеру телефона.
Если вы хотите избежать слежки, то выход один, вообще отказаться от мобильной связи. Лучше для звонков пользоваться виртуальным номером и выходить в интернет через VPN.
Нужно также обратить внимание на то, что покупать сим-карты с рук на улице или в ларьках бесполезно. В любом случае на абонента должна быть заполнена анкета, то есть всё равно придётся предоставлять копии документов. Если номер регистрируется на анонимного абонента, то он блокируется через 10 дней после активации.
Как вариант приобрести мобильник, который работает по спутниковой связи. Такие сотовые устройства обеспечивают конфиденциальность, но стоимость подобных услуг очень высока. Однако, если слежки не хочется, то стоит задуматься о спутниковой связи, что поделать, приватность в современном мире ценится очень высоко.