Практически каждый человек сталкивался с телефонным спамом. Назойливые звонки на мобильный телефон очень раздражают, при этом раздаются они в разное время, в том числе ранним утром и ночью. Многим пользователям интересно, откуда спамеры берут номера для обзвона и знают, как зовут абонента.
Небольшой эксперимент
Аналитики Mobile Research Group провели небольшой эксперимент с целью разобраться, можно ли случайно пострадать от телефонного спама. Фиксировались все нежелательные звонки на мобильные телефоны, также для эксперимента было куплено 5 новых сим-карт разных мобильных операторов.
На эксперимент было потрачено почти 2 месяца. Почти полтора месяца таких звонков не было, затем стали звонить на один из старых номеров агенты по продаже автомобильных страховок. Примечательно, что спамеры обращались к абоненту по имени и отчеству, они знали, в какой компании застрахован автомобиль пользователя.
Аналитики согласились рассмотреть вопрос страховки, но только в обмен на то, что спамеры расскажут, где взяли информацию об абоненте. В ходе диалога выяснилось, что страховые агенты передают друг другу информацию о потенциальных покупателях, так как это помогает повысить продажи. Формально страховщики не ведут базы данных чужих клиентов, но на деле всё совершенно иначе.
После этого диалога назойливые звонки от страховых агентов полностью прекратились.
Как реагируют на спам операторы связи
В контрактах мобильных операторов есть пункт, в нём говорится о том, что номер не может быть использован в коммерческих целях. Но обзвон может быть и легальным, если человек предоставил свои данные какой-то организации, к примеру, поставив галочку в договоре на получение скидочной карты.
Бороться с нелегальными обзвонами позволяет анализ данных, который работает автоматически. В базе оператора подсвечиваются номера, которые попадают под определённые условия.
К примеру, звонки идут с перебором номерной ёмкости. Чаще всего для этого используются программы, которые обзванивают номера 8-ХХХ-000‑00‑01. Если система видит такой набор, то становится понятно, что это спамеры. В этом случае номер, с которого звонят, блокируется и массовый спам пресекается.
Сейчас все мобильные операторы оперативно реагируют и на жалобы абонентов. Если вам постоянно звонят с предложениями рекламного характера, то об этом рекомендуется сообщать в клиентскую службу оператора. Если таких заявок будет несколько, то номер заблокируют.
Звонки с городских номеров и скидывание звонка с целью, чтобы человек перезвонил, тоже относят к мошенническим схемам. Правда сейчас это наблюдается редко, так как подобные номера быстро блокируются.
Уловки спамеров
Бывает так, что при звонке на экране появляется имя звонящего, но вы точно знаете, что у вас в записной книге такого контакта нет, и не было. Возникает вопрос, как это возможно?
Следует знать, что во многих сотовых сетях есть возможность передачи не номера, а имени абонента, и этим часто пользуются мошенники. Звонящий может записать абсолютно любое имя, в основном пишут латиницей. Подобная подмена номера иногда предоставляется юридическим лицам для смс-рассылки и обзвона потенциальных клиентов.
Профессиональные спамеры не обзванивают все номера подряд, так как за такие звонки берутся деньги. Они используют определённую базу, где уже занесены номера тех, кто может быть заинтересован в услуге. К примеру, если на экране появилась надпись Bank, то значит, вы оставляли где-то в кредитной организации свой номер телефона и им воспользовались спамеры.
Самый простой способ попасть в базу спамеров — это оставить свой номер телефона на форуме или на портале объявлений. Мошенники обращают внимание и на категорию, где дано объявление. Если вы дали объявление продажи или покупки автомобиля, то вам могут звонить и предлагать широкий спектр автомобильных услуг.
Как прекратить назойливые звонки
Так как почти все данные абонентов хранятся в электронном виде, то ими очень легко обмениваться при помощи интернета. Данные берутся из разных источников, поэтому помимо номера телефона мошенники могут знать о человеке и много другой информации. Вся проблема в том, что чем больше информации о вас знают спамеры, тем легче вам навязать услугу или товар.
Что же делать, как предотвратить навязчивые звонки или как избавиться от них?
- Если вы даёте объявление, то для этой цели рекомендуется купить отдельную сим-карту. После продажи товара такую симку просто выбрасывают и всё.
- Не стоит оставлять свой номер телефона при заполнении различных анкет в магазинах, даже в обмен на скидочный купон.
- При подписании документов в банках и иных учреждениях нужно внимательно читать условия договоров. Не стоит ставить галочку напротив согласия получать рассылку.
- Если вам постоянно звонят с незнакомых номеров, то просто не берите трубку. Как вариант добавить контакт в чёрный список, чтобы с него вам больше не звонили.
- Если вам звонят и угрожают с незнакомого номера, то следует обратиться в правоохранительные органы.
Не стоит брать трубку и выслушивать спамеров, предлагающих какой-то товар или услугу. Лучше сразу сбросить вызов. Если вы откажитесь, то звонить вам не перестанут. Такие люди делают более ста звонков в день и очередной отказ – это всего лишь повод для повторных звонков.